ИНТЕРВЬЮ
первого заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры старшего советника юстиции Меньшикова Игоря Александровича на тему:
«Мошенники активизировали свою деятельность на территории Югры»
В текущем году на территории Югры число мошенничеств, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, возросло почти на 28 % по сравнению с 2018 годом, число краж в данной сфере увеличилось почти в 2,5 раза.
От действий злоумышленников страдают граждане различных социальных статусов, вне зависимости от уровня их образования и возраста.
О том, каким образом противодействовать мошенникам, мы поговорили с первым заместителем прокурора округа Игорем Меньшиковым.
- Игорь Александрович, чем можно объяснить рост подобного рода преступлений?
- Современное общество трудно представить без сотовой связи, сети «Интернет», мобильных приложений, банковских карт и электронных платежей. Они охватывают все больше сфер жизнедеятельности. Сейчас при помощи мобильного телефона и сети «Интернет» можно записаться к врачу, оплатить коммунальные услуги, получить кредит в банковском учреждении и купить билет на любой вид транспорта. Развитие технологий не стоит на месте, но и злоумышленники с каждым разом совершенствуют способы совершения хищений денежных средств граждан.
- Какие именно технологии используют преступники?
- Большую распространенность получили звонки злоумышленников с использованием средств сотовой связи и IP-телефонии гражданам автономного округа под видом работников кредитных учреждений. Также преступники по-прежнему используют различные Интернет-ресурсы по размещению бесплатных объявлений о купле-продаже товаров, где под видом продавцов обманывают население. Продолжает иметь место и обман покупателей через интернет-магазины.
В текущем году злоумышленниками с использованием информационных технологий совершено более 2 тыс. мошенничеств и 1 тыс. краж, большинство из которых - в городах Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Нягань и Нефтеюганск.
- Могли бы Вы привести конкретные примеры способов совершения указанных преступлений?
- Преступники, звоня гражданам при помощи телефонной связи, представляются работниками службы безопасности банка либо происходит имитация соединения с автоинформатором банка. Получившему звонок гражданину сообщают о совершении преступных действий с его денежными средствами, находящимися на счете. К примеру, неправомерное списание, переводы. Главная задача - убедить гражданина, что ему позвонили из банка. После этого дело остается за малым - чтобы потерпевший выполнил указания и сообщил номер своей банковской карты и другие данные, при помощи которых преступники получают доступ к деньгам и совершают их хищение.
Также распространены хищения денежных средств при совершении покупок в сети «Интернет», когда жители округа приобретают товар на непроверенных ресурсах или у неизвестных продавцов на сайтах бесплатных объявлений. Продавцы, получив предоплату за товар, либо не отправляют его вовсе, либо отправляют аналогичный товар меньшей себестоимости. Имеют место случаи отправки почтовых отправлений, где товар отсутствовал и в них находились лишь предметы, необходимые для придания веса. Так, в г.Нефтеюганске покупатель вместо кроссовок получил две бутылки воды емкостью 0,3 литра.
- Но ведь в средствах массовой информации постоянно сообщается о подобных преступлениях, а их становится только больше. Почему же люди не учатся на чужих ошибках?
- Защититься от мошенников, в первую очередь, помогут лишь внимательность и здравомыслие самих граждан. Многие попадаются на уловки преступников по разным причинам, некоторые даже неоднократно, но в основном из-за доверчивости и элементарной паники.
- Каким же образом можно обезопасить себя от мошенников и распознать, что звонят или пишут на электронную почту именно они, а не сотрудники банков или порядочные продавцы товаров?
- Если к вам обращаются по телефону представители банка о совершении с денежными средствами каких-либо махинаций, не следует сразу принимать решение, а необходимо проверить полученную от него информацию, обратившись непосредственно в банк.
Следует твердо запомнить, что нельзя сообщать по телефону личные сведения или данные банковских карт, которые могут быть использованы злоумышленниками для неправомерных действий. Не перезванивайте по незнакомым номерам.
При приобретении товаров в интернет-магазинах пользуйтесь проверенными сайтами, обращайте внимание на наличие отзывов покупателей о данном магазине, размещена ли на сайте контактная информация, в том числе о его месте нахождения.
- Как поступить человеку, если он полагает, что стал жертвой мошенников?
- Необходимо немедленно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением. В нем следует максимально подробно рассказать обо всех обстоятельствах события. Кроме того, следует сообщить о факте мошенничества в кредитную организацию с целью блокировки перевода денежных средств.
Вместе с тем, расследование телефонного мошенничества значительно осложняется тем, что преступники могут действовать на расстоянии, находясь в другом городе.
- Какие меры предотвращения подобных злодеяний применяет прокуратура?
Проводится разъяснительная работа с населением, в том числе, путем размещения информационных материалов на официальном сайте прокуратуры округа и в сетевых изданиях, на стендах учреждений и организаций.
Также мы ориентируем правоохранительные органы на своевременное пресечение мошеннических действий.