С 1 января 2016 года аккредитация организаций в области независимой оценки пожарного риска и прохождение квалификационных испытаний их должностными лицами осуществляется в Главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации. Одной из важнейших задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед надзорными органами МЧС России, является снижение уровня государственного регулирования в области обеспечения пожарной безопасности.
Неотъемлемой частью проводимой работы является оптимизация количества проверок в отношении объектов малого и среднего предпринимательства за счет внедрения на них современных форм и методов работы по оценке соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
Приоритетами в деятельности контрольно-надзорных органов МЧС России является внедрение новых форм и методов, направленных на снижение административной нагрузки на бизнес, при сохранении надлежащего уровня защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров и чрезвычайных ситуаций. В связи, с чем в Российской Федерации разработана и одобрена правительством концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», независимая оценка пожарного риска (или аудит пожарной безопасности) наравне с государственным пожарным надзором является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Осуществляется независимая оценка пожарного риска на основании договора, заключаемого между собственником объекта и экспертной организацией, аккредитованной МЧС России в установленном порядке.
Пожарный аудит - это альтернатива проверке объекта пожарной инспекцией, только без наложения штрафов и приостановки деятельности помещений, добровольная форма подтверждения того, что объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности. Объекты защиты, на которых проведена оценка пожарного риска, в течение 3-х лет не включаются в ежегодный план проведения плановых проверок. Собственник объекта защиты, совместно с экспертами, может выработать индивидуальную концепцию противопожарной защиты, которая подходит именно для его объекта с учетом всех возможных пожарных рисков, и оборудовать его тем комплексом установок противопожарной защиты, который минимально необходим для выполнения требований пожарной безопасности.
Основными целями независимой оценки пожарного риска являются:
Реестр организаций, аккредитованных в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска расположен на http://www.86.mchs.gov.ru.
Дополнительную информацию и разъяснения по инструменту независимой оценки пожарного риска можно получить в ОНДиПР (по Кондинскому району) или в УНДиПР Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.
С вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) на территории Российской Федерации, наряду с федеральным государственным пожарным надзором, внедрена и развивается новая форма оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности - независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности).
Результатом независимой оценки рисков является заключение с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо, в случае их невыполнения, разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Таким образом, собственник, с привлечением аккредитованной организации, вправе провести анализ состояния пожарной безопасности на своем объекте и своевременно принять меры по устранению выявленных не дожидаясь инспектора государственного пожарного надзора и соответствующих мер административного воздействия.
Одновременно, при поступлении в органы ГПН заключения о независимой оценке пожарного риска с положительным выводом о соответствии, проверка данного объекта защиты не планируется в течение 3-х лет.
Реестр организаций, аккредитованных на осуществление деятельности в области независимой оценки рисков, размещен на сайте Федерального казенного учреждения «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» (http://www.ge-mchs.ru/Recsir-akkreditovannyh-orgfnisazii).
Сегодня, органами федерального государственного пожарного надзора уже взято на учет более 1200 заключений (охвачено более 2% объектов, стоящих на учете), которые учитываются при планировании проверок на территории автономного округа.
Дополнительную информацию и разъяснения по инструменту независимой оценки пожарного риска можно получить в территориальных отделах надзорной деятельности УНД Главного управления.