Комитет по финансам осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о комитете, утвержденным решением Думы Кондинского района от 30.06.2011 г. № 111 (с изменениями от 26.12.2012 г. № 304). Данным решением Думы Кондинского района утверждена структура комитета, в состав которого входит четыре подразделения: отдел бюджетного планирования; отдел доходов и межбюджетных отношений; отдел казначейства; отдел учета и отчетности. Численность финансового органа составляет 20 человек, в том числе 19 муниципальных служащих. Кроме того, 2 ставки муниципального казенного учреждения «Управление материального и технического обеспечения органов местного самоуправления Кондинского района» обеспечивают деятельность комитета по финансам (отдела казначейства).В целях реализации полномочий комитета в части информационных систем и обмена информацией между участниками бюджетного процесса, обеспечения защиты информации, работу обеспечивает специалист комитета по информационным технологиям и связи.
В установленной сфере деятельности комитет по финансам осуществляет полномочия по следующим основным направлениям:
Исполнение бюджета за 2013 год осуществлялось в напряженных условиях.
Первоначально утвержденные параметры бюджета в течение 2013 года приросли по доходам на 2 102,9 млн.рублей, по расходам на 2 613,7 млн.рублей.
Районный бюджет за 2013 год исполнен с дефицитом в сумме 552,8 млн.рублей.
За 2013 год доходы бюджета исполнены на сумму 4697,0 млн. рублей, что составляет 94,1% к уточненному плану на год и 162,6% к первоначально утвержденному плану. Темп роста к уровню 2012 года составил 103,7%.
Исполнение по налоговым доходам составило734,9млн. рублей или 100,9% к уточненному плану на 2013 год. В целом налоговых доходов в бюджет района за 2013 год поступило больше, чем за 2012 год на 434,7 млн.рублей.
По неналоговым доходам исполнение составило 232,6млн. рублей или 107,8% от уточненных плановых показателей. Снижение к уровню 2012 года составило69,4%.
Объем безвозмездных поступлений в 2013 году составил3 729,5млн. рублей или 92,4% от уточненных плановых показателей и 170,4% от первоначально утвержденных в бюджете. По сравнению с уровнем 2012 года наблюдается снижение объема безвозмездных поступлений на 364,0 млн.рублей. Основной причиной уменьшения поступлений явилось изменения в разграничении полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в связи с закреплением полномочий в области здравоохранения за субъектами Российской Федерации.
Расходы бюджета за 2013 год составили 5 249,8млн. рублей, или 94 % от уточненного плана на год.К аналогичному периоду 2012 года расходы бюджета муниципального образования за 2013 год исполнены на 88 %.
Программно-целевые расходы в целом по итогам 2013 года составили 1 788,5 млн.рублей, или 34,1% в общих расходах бюджета. Удельный вес данных расходов вырос против уровня 2012 года на 40,8%.
В свою очередь, в районе, для оценки качества использования бюджетных средств главными распорядителями в рамках бюджетного процесса проводится мониторинг качества финансового управления, в том числе по направлениям:
Отчет о результатах проведения качества финансового менеджмента размещается на официальном сайте администрации Кондинского района.
В 2013 году комитетом подготовлено нормативно-правовых актов в количестве 70 единиц, в т.ч.: 17 постановлений администрации Кондинского района, 20 распоряжений администрации Кондинского района, 33решения Думы Кондинского района. Кроме того, разработано и утверждено 54 приказа комитета по финансам по основной деятельности. Велась совместная работа с комитетом по экономической политике и правовым отделом в части формирования нормативно-правовой базы, регулирующей порядок принятия решений, разработки и утверждения муниципальных целевых программ. В течении года проверено и согласовано/отклонено 299 правовых документов, кроме того заявок на размещение муниципального заказа в количестве 571 ед.
1. Организован устойчивый электронный документооборот с бюджетополучателями и кредитными организациями с использованием электронно-цифровой подписи
2. Для определения потребности в денежных средствах на едином счете бюджета ежемесячно для проведения кассовых выплат составляется предельный объем финансирования, при этом определяется наличие/отсутствие временного кассового разрыва, которые связаны с неравномерным поступлением доходов в течении года. Покрытие разрывов осуществляется за счет: целевых средств федерального и окружного бюджетов, находящихся на лицевом счете районного бюджета.
3. Открытие и ведение лицевых счетов учреждений района в комитете по финансам позволяет осуществлять предварительный контроль за расходами бюджета на стадии подготовки платежных документов получателями бюджетных средств и получателями субсидий.
Комитетом по финансам проведена работа по составлению годового отчета об исполнении консолидированного бюджета за 2012 год. Составлена бюджетная отчетность об исполнении бюджета за 2012 год в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и от 25.03.2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». Проверена годовая бюджетная отчетность 14 главных распорядителей средств бюджета об исполнении бюджета района, бюджетная отчетность 10 финансовых органов муниципальных образований об исполнении местных бюджетов. В результате годовой отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального образования Кондинский район за 2012 год составлен своевременно и в полном объеме представлен в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа, а также в Счетную палату ХМАО-Югры. Получены положительные заключения по годовому отчету от Департамента финансов и Счетной палаты ХМАО-Югры.
Комитетом разработан проект решения Думы Кондинского района «Об исполнении бюджета муниципального образования Кондинский район за 2013 год», который был направлен:
Отчет об исполнении бюджета принят Решением Думы Кондинского района от 25.04.2013 года № 339«Об исполнении бюджета муниципального образования Кондинский район за 2012 год».
Ежемесячно комитетом по финансам проводится мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности с целью недопущения/снижения просроченной кредиторской/дебиторской задолженности.
В 2013 году была продолжена практика заключения со всеми поселениями района Соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (далее – Соглашения).
Комитетом по финансам ежемесячно проводится мониторинг соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских и сельских поселений Кондинского района. Вместе с тем, по итогам 2013 года, в декабре месяце, одно из поселений (гп Луговой) по состоянию на 01.01.2014 г. превысило установленный норматив, что повлекло принятие соответствующих мер к муниципальному образованию.
В течении 2013 года, в целях улучшения качества управления финансами на уровне поселений, комитетом по финансам разработан и утвержден Порядок предоставления городским и сельским поселениям Кондинского района грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса органами местного самоуправления городских и сельских поселений Кондинского района (утв. Постановлением администрации Кондинского района от 22 августа 2013 года №1760). По итогам оценки качества бюджетного процесса городских и сельских поселений Кондинского района за 2013 год в июле 2014 года планируется предоставление грантов поселениям.
Контрольные мероприятия осуществлялись на основании годового плана контрольных мероприятий на 2013 год, а также путем проведения внеплановых проверок.
Контрольные мероприятия проведены в отношении 1 поселения, 1 муниципального учреждения района.
По результатам контрольных мероприятий, проведенных комитетом, выявлено финансовых нарушений на сумму 8 110,8тыс.рублей, в том числе выразившиеся в неправомерном использовании средств бюджета на сумму 8 110,8 тыс.рублей.
По материалам проведенных контрольных мероприятий в адрес главы поселения, руководителей органов местного самоуправления, руководителей учреждений направлено 2 представления (предписания) для принятия мер по устранению выявленных нарушений.
В 2013 году продолжена реализация целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования Кондинский район на 2012 и 2013 годы» (далее – Программа).
В соответствии с утвержденным Планом в 2013 году:
В соответствии с п. 4 постановления администрации Кондинского района от 10.04.2012г. № 570 (с изменениями) «Об утверждении целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования Кондинский район на 2012 и 2013 годы» комитетом по финансам проанализированы отчеты за 2013 год, представленные ответственными исполнителями программных мероприятий.
Исполнителями реализовывались мероприятия по разработке и совершенствованию нормативно правовой базы; проводилось совершенствование порядка по формированию программ для внедрения программно-целевого принципа организации деятельности; в целях оптимизации производственных расходов, повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений проводились работы по реорганизации учреждений образования в форме присоединения детских садов к школам, для сокращений неэффективных расходов (по субвенции) произведена оптимизация штатной численности учреждений образования (из штатных расписаний образовательных учреждений выведены ставки сторожей); проводилась постоянная актуализация действующего реестра муниципальных услуг; в рамках задачи «Повышение эффективности использования муниципального имущества» разработан проект постановления «Об утверждении порядка расчета арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности Кондинского района», в целях выявления неиспользуемого имущества, выявления нарушений при использовании имущества, комитетом по управлению муниципальным имуществом осуществлялись ежеквартальные проверки; в рамках повышения эффективности расходов и созданию стимулов по повышению качества услуг разработаны акты по выплатам стимулирующего характера, разработаны показатели эффективности деятельности учреждений, их увязка с оплатой труда, установлены лимиты расходов на связь, ГСМ, проведение мероприятий, перевод отдельных расходов за счет средств от платных услуг; разработан Порядок по распределению грантов поселениям с целью повышения эффективности их деятельности по качеству бюджетного процесса, усовершенствован порядок оценки качества финансового менеджмента главными администраторами бюджетных средств.
В комитет за год поступило 3 604 обращений. На все обращения даны соответствующие ответы, направлены запросы в количестве 1 492 исходящих документов.
Комитетом созданы вкладки на официальном сайте органов местного самоуправления Кондинского района: «Комитет по финансам» и «Бюджет» (в целях реализации задачи, поставленной Президентом РФ по обеспечению доступности и прозрачности бюджета для граждан).
В целях осуществления бюджетного процесса в Кондинском районе и обеспечения обмена информацией между участниками бюджетного процесса в 2013 году проведена следующая работа.
Изготовлено более 130 электронных подписей для исполнения электронного безбумажного документооборота, кроме комитета по финансам.
В течение года поддерживалась актуальность программного обеспечения участников бюджетного процесса района в соответствии с установленными нормативными актами, регламентирующими порядок составления и исполнения бюджета. Осуществлен переход на новые версии АС «Бюджет» 08.10.00 и АС «УРМ» 08.11.06. Кроме установки централизованных обновлений подготовлено и проведено 15 пользовательских обновлений АС «УРМ».
Для обеспечения работоспособности программного обеспечения «СКИФ» и «СКИФ БП» по сбору и консолидации отчетности с целью дальнейшей передачи в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с использованием средств электронной подписи, установлено порядка 80 обновлений. Проведены мероприятия по модернизации системы электронного взаимодействия между автоматизированными системами «СКИФ», «СКИФ БП», АС «Бюджет» и АС «УРМ» для реализации сбора и консолидации бюджетной и бухгалтерской отчетности от подотчетных организаций ПБС, ГРБС, финансовых органов городских и сельских поселений, с использованием системы удаленного документооборота.
Пользователям программного комплекса «СКИФ», «СКИФ БП», АС «Бюджет», АС «УРМ» и других информационных систем, находящихся в эксплуатации в комитете по финансам, оказывалась консультация.
Начаты работы с 4-мя главными распорядителями бюджетных средств Кондинского района в автоматизированной системе «Муниципальное задание», для обеспечения возможности автоматизации процесса формирования и мониторинга муниципальных заданий Кондинского района, планов финансово-хозяйственной деятельности и сбора показателей согласно приказу № 86н от 21.07.2011 г. «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта». В процессе сопровождения данного программного обеспечения, были даны письменные и устные консультации, включая установку централизованных обновлений, а так же подготовлены и проведены около 15 пользовательских обновлений.
Обеспечена бесперебойная работа защищенного электронного документооборота с использованием средств электронной подписи между комитетом по финансам и Главным управлением Банка России по Тюменской области, а так же управлением Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджета. С плавным переходом от Главного управления Банка России по Тюменской области, частично в Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и в Западно-Сибирский банк ОАО "Сбербанка России".
Осуществлен плановый переход с программного обеспечения управления Федерального казначейства автоматизированной системы «Система электронного документооборота и делопроизводства» на новое программное обеспечение портал «Система удаленного финансового документооборота».Организован переход на применение электронных подписей в «Системе удаленного финансового документооборота» на каждого специалиста комитета по финансам. Всего в комитете по финансам применяется около 57 электронных подписей.
Ежемесячно в программное обеспечение «Программный комплекс «Муниципальное образование» подгружаются массивы информации по району и поселениям МО Кондинский район, присылаемые из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы.
Практически полностью проведена замена компьютерной техники у специалистов комитета по финансам, с установкой лицензированного программного обеспечения. Проведена установка нового сервера с полной настройкой программного обеспечения «Сервер обмена данными УРМ» для электронного взаимодействия между участниками бюджетного процесса и финансовым органом.Установлен новый сервер с переносом баз 1С и настройкой «СКИФ БП» в опытную эксплуатацию.
Были подготовлены и согласованы в установленном порядке технические задания с расчетом начальной максимальной цены контракта и проекты муниципальных контрактов, заключены контракты и договоры, обеспечен прием работ, товаров и услуг.
В течении 2013 года организованы и проведены 3 заседания комиссии по рассмотрению предложений о признании задолженности по возврату в бюджета района безнадежной к взысканию, по результатам списано дебиторской задолженности на общую сумму – 7 460,8 тыс. рублей, возвращено в бюджет – 242,5 тыс. рублей.
В течении 2013 года организовано и проведено 11 заседаний комиссии по распределению, использованию и возврату кредитных ресурсов для осуществления муниципальной финансовой поддержки досрочного завоза продукции в населенные пункты на территории района с ограниченными сроками завоза грузов. Получено и выдано бюджетных кредитов хозяйствующим субъектам района на 90 310,5 тыс. рублей.
В 2013 году проведено 4 заседания комиссии по мобилизации дополнительных доходов в бюджет муниципального образования Кондинский район и прочих 69 заседания (комиссии по контролю за поступлением (ликвидации задолженности) по арендной плате, комиссии по вопросам социально-экономического развития ХМАО - Югры в режиме видеоконференции и ежемесячные селекторные совещания при главе администрации Кондинского района по вопросам ликвидации задолженности по заработной плате на предприятиях района). В результате работы комиссии по проблемам оплаты труда была погашена задолженность по заработной плате, выходным пособиям по увольнению работников, компенсациям за неиспользованные отпуска:
В целях погашения имеющейся задолженности по налогам и недопущения дальнейшего ее роста в адрес руководителей организаций, структурных подразделений, отраслевых (функциональных) органов администрации Кондинского района письма о проведении разъяснительной работы по погашению задолженности. В 2013 году Комитетом по финансам с привлечением представителей Межрайонной ИФНС России № 2 по ХМАО – Югре были организованы мобильные налоговые офисы в местах с большим количеством скопления людей, в наиболее крупных учреждениях, банках, во всех бюджетных учреждениях. В результате данных мероприятий недоимка уменьшилась на 906,1 тыс.рублей.
Ежемесячно до 15 числа Главные распорядители бюджетных средств представляют в Комитет по финансам и налоговой политике администрации Кондинского района информацию о заключенных договорах, контрактах на выполнение работ, оказание услуг. Данная информация направляется в МРИ ФНС России №2 по ХМАО - Югре для подтверждения факта постановки на налоговый учет юридических лиц по месту их фактического нахождения и осуществления предпринимательской деятельности. За 2013 год выявлены 3 предприятия, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования без регистрации в налоговом органе. Для привлечения указанных юридических лиц к постановке на налоговый учет необходимая информация направлена в адрес МРИ ФНС России № 2 по ХМАО-Югре.
Проведены мероприятия по выявлению налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории района, но предоставляющие «нулевые» декларации. Выявлены налогоплательщики, получившие финансовую поддержку на развитие бизнеса, в рамках программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Кондинского района на 2011-2013 годы".
За 2013 год выявлены транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, так в результате ежедневного патрулирования дорожно-транспортной сети подразделениями ГИБДД Отдела внутренних дел по Кондинскому району за 2013 год выявлено – 333 административных правонарушений в области дорожного движения (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке), сумма наложенных штрафов составляет 123,4 тыс.рублей.
Проведена значительная работа по выведению из тени объектов туристического бизнеса. В адрес МРИ ФНС России № 2 по ХМАО-Югре направлена вся имеющаяся информация о существующих туристических базах. По результатам проверки руководители приглашены на комиссию (7 приглашенных, 2 явилось), из них один зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя.
Проведены «круглые столы» на территориях 19 населенных пунктов Кондинского района. В 2013 году главой КФХ Е.Ю. Подрезовой был разработан бизнес-проект по развитию туризма в д. Вар-Бор. На реализацию проекта представлен грант в размере 300 тыс. руб. в рамках программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Кондинском районе на 2014-2016 годы». В течение 2014 года отделом по развитию предпринимательства и торговли будет осуществляться контроль за отчислениями налогов и созданием рабочих мест, по предоставляемым отчетам главы КФХ.
В целях урегулирования задолженности по местным налогам, а также в рамках проведения мероприятий по мобилизации доходов в бюджет района подготовлен проект Постановления «Об установлении дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам по местным налогам».
В 2013 году проведена 51 проверка использования земельных участков, выявлено 10 нарушений, по которым были выданы предписания с установлением срока для устранения нарушений. По 9 нарушениям материалы переданы в Росреестр, по 3 нарушениям Росреестром применено административное наказание в виде штрафа. В 2013 году выявлено 18 физических, уклоняющихся от проведения государственной регистрации прав на предоставленные земельные участки. На 13 земельных участков осуществлена государственная регистрация права аренды, по пяти земельным участкам получены заявлении об отказе от оформления прав и расторжении договоров аренды. По заявлениям граждан, специалистами Управления осуществляется постановка земельных участков на государственный кадастровый учет. Так в 2013 году было сдано на государственный кадастровый учет 285 межевых планов на земельные участки, с целью получения кадастровых паспортов и последующего оформления прав гражданами.
В целях актуализации сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории муниципального образования Кондинский район и включенных в перечень объектов кадастровой оценки, распоряжением администрации Кондинского района от 08.04.2013 года № 249-р создана рабочая группа по актуализации перечня объектов кадастровой оценки. Также распоряжением администрации Кондинского района от 08.07.2013 года № 447-р утвержден план мероприятий по обработке и предоставлению сведений о земельных участках, расположенных в границах Кондинского муниципального района, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в части установления (уточнения) площадей земельных участков, адресов их места нахождения, видах разрешенного использования земельных участков и их правообладателей.
В 2013 году проведена работа по актуализации сведений о земельных участках, имеющихся в базе данных МРИ ФНС России № 2 по ХМАО-Югре, в части установления (уточнения) площадей земельных участков, адресов их местонахождения, видах разрешенного использования, правообладателях, исключения дублирующих позиций. Такие работы проведены в отношении 21183 земельных участков. То есть охвачены 93% земельных участков. Остальные 1538 земельных участков не смогли идентифицировать в виду отсутствия необходимой информации. В результате проведения сверки выявлено 7654 участков – дубликатов, которые подлежали исключению из перечня объектов, подлежащих налогообложению. По 213 земельным участкам некорректно или неправильно была отражена категория земельного участка или вид разрешенного использования. По 49 земельным участкам уточнена площадь, по 239 участкам уточнен адрес места нахождения земельного участка в соответствии с КЛАДР. Проведена работа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках, права на которые оформлены в установленном порядке, но информация о них в органах государственного кадастрового учета отсутствовала, следовательно, эти участки не имели кадастровой стоимости. Таким образом, была внесена информация о 57 земельных участках, которые в государственном кадастре недвижимости получили статус «ранее учтенных».
Информационная кампания о порядке и способах оформления прав на земельные участки проводилась администрацией района постоянно посредством средств массовой информации, также при личном обращении граждан и юридических лиц.
В соответствии с рекомендациями по проведению работ органами местного самоуправления по актуализации сведений об объектах капитального строительства сверена информация по объектам, перечисленным в сводных результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по Кондинскому району, на 100%. Разногласия направлены в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре. Все администрации поселений провели сверку информации по муниципальному жилищному фонду на 100%, информация направлена в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре в г.Ханты-Мансийск и филиал в пгт.Междуреченский. Сверка информации по жилищному фонду, являющемуся собственностью физических лиц, проведена на 95%. Работа по актуализации сведений об объектах в государственном кадастре недвижимости физических лиц будет завершена в первом полугодии 2014 года в связи с удаленностью поселений от районного центра, где расположен филиал Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре. В данном филиале специалисты поселений сверяют предоставленные сведения от физических лиц.
В ноябре 2013 года проведено совещание по вопросам утверждения бюджетов на 2014-2016 годы с руководителями финансовых органов поселений.
Организованы три семинара для бухгалтеров поселений, ГРБС, ПБС, бюджетных и автономных учреждений по вопросам учета и отчетности.